О группе «Dvar»

Dvar — российский музыкальный проект в жанре дарквэйв. Выпускает альбомы с 1997 года. Dvar — чисто студийный проект. Группа не дает концертов, участники группы анонимны, не появляются на публике, не публикуют своих имен и фотографий. Вместо их лиц в буклетах альбомов «Zii» и «Fayah!» фигурируют картинки с тремя мультяшными антропоморфными пчёлами. Участники Dvar дают интервью только путем e-mail.

Первый альбом проекта Dvar, «Piirrah», вышел в 2002-м году в Италии на лейбле Radio Luxor, известном по релизам таких артистов «темной сцены», как Kirlian Kamera и Legendary Pink Dots. Стиль darkwave в исполнении Dvarявился крайне патологической музыкой: жесткая электроника с истерическими «гномоподобными» вокалами и неофолковым мелодизмом. Вкупе с конспирацией, мистическим концептом и «выдуманным» языком, музыка производила сильное воздействие. Некоторыми критиками подобная мозаика была названа «электронным black metal», меломаны же со стажем разглядели здесь своеобразный коктейль из The Residents, Das Ich, RelatIves Mneschsein и Diamanda Galas.

Начиная с 2003 года, альбомы Dvar регулярно выходят на отечественном мейджоре Irond. С этого же момента начинает расти и культ группы, ставшей на сегодняшний момент значительным явлением на российской «темной» сцене. Ряд больших статей и постеров в журналах «Dark City» и «Fuzz», регулярные упоминания в музыкальной прессе от «Bravo» до «Ровесник», участие в десятках компиляций как на Западе, так и в России (среди которых отдельно стоит выделить сборник по итогам года журнала «Play» «The Best of the Best», где Dvar составил компанию таким артистам, как Ленинград, Сплин, Ария и Пикник), традиционные высокие рейтинги на альбомы в главных рупорах альтернативной музыки Европы «Orcus» и «Zillo» — всё это укрепляло позиции проекта. Также за Dvar прочно закрепился ярлык «паранормальной группы», основанный на том, что будто их музыка обладает мистическим воздействием, а различные истории, связанные с проектом, буквально заполонили интернет.

Сама же музыка Dvar от альбома к альбому претерпевала значительные метаморфозы. Уже на втором альбоме, «Roah», былая зубодробительная электроника сменилась красивыми мелодиями с ближневосточным колоритом. А на третьем по счету, «Rakhilim», стиль проекта окончательно перешел в область «lightwave» — термин, которым критики окрестили доселе неслыханный микс. «Rakhilim» – это 20 коротких музыкальных зарисовок, светлых по настроению, но в то же время крайне тревожных по содержанию. Музыканты Dvar сделали очень странную вещь, оставив общую дарквейвую основу и «готическую чертовщинку», — они начали вводить в жанр совершенно неожиданные компоненты: минимализм, шансон, world music, авангард. Как результат, в аннотациях на готическую группу стали появляться ссылки на артистов, вероятно, даже не имеющих представления о существовании «темной сцены»: Pascal Comelade, Tom Waits, The Tiger Lillies, Yan Tiersen, Michael Nyman.

Вслед за «Rakhilim» был переиздан первый альбом группы «Piirrah» с массой дополнительного материала под вывеской, наверное, самого узнаваемого хита группы «Taai Liira». Скопировано с Dark-World.ru.

2005 год ознаменовался сразу двумя альбомами Dvar, вышедшими соответственно в начале и в конце года. На обоих альбомах существенно возросла электронная составляющая. «Электронная» именно в своем первоначальном смысле, имеющим отношение к серьезному подходу синтеза звуков и их специфической тембральной окраске.

«Hor Hor» включал целый ряд музыкальных компонентов: от synthpop и lounge до ragga и lo-fi. Ритмичная, заводная музыка, наполненная забавными звучками, словно выпрыгнувшими из мультфильмов 70-х. Если бы не вездесущая «мистика», то Dvar запросто можно было бы поставить в один ряд с такими проектами, как Pluxus, Dragibus, Little Computer People или отечественными «лаунжевыми авангардистами» Нож для фрау Мюллер и Messerchups. Не случайно и то, что композиции Dvar начали появляться на компиляциях, выпускаемых лейблом, совершенно далеким от готической сцены, в частности речь о популярных релизах лейбла Снегири «Легкое Лето» и «Novomesto».

Альбом «Oramah Maalhur» явился словно оборотной стороной «Hor Hor». Неспешная медитативная атмосфера, «космические» арфы, эмбиент — так, наверное, звучат баллады, исполняемые пришельцами на своих далеких планетах. В некотором смысле эту работу проекта можно назвать самой «серьезной», если такой эпитет вообще применим к музыке Dvar, которая, в силу своего яркого постмодернистского начала, стоит за рамками привычной оценочной шкалы. А поклонники академического минимализма, наверняка, могли разглядеть аллюзии на «Philip Glass», «Terry Riley» и «Meredith Monk».

После затишья длительностью в год с небольшим, новая пластинка Dvarвыходит на лейбле Gravitator Records. Странно было бы ожидать от Dvarкопии одного из своих прошлых альбомов. «Jraah Mraah» – это 30 короткометражных номеров, хотя и являющихся логическим продолжением музыкальных идей группы, выраженных в последних двух работах, но в то же время поданных под совершенно иным соусом. Яркие, экспрессивные «мультипликационные» пьесы варьируются от «жизнерадостных» до трагических. Весь альбом пропитан болезненной инфантильностью, ощущением утренника в клинике для буйнопомешанных. Пластинку буквально обволакивает непонятная по своей сути, странная атмосфера, аналогичная той, что есть в фильмах у Дэвида Линча. Это ощущение, когда за клоунской маской случайно просматривается иссохший череп, или красочная обертка шоколадной конфеты скрывает внутри груду мертвых дождевых червячков… Послание Dvar, которое многие так стремятся расшифровать, приобретает все более изощренные формы.

В оформлении альбома «Madegirah», который представляет собой сборник ранних записей группы, был использован рисунок ЖЖ-пользователя Хоры, который в 2009 году дал интервью для журнала «Рок-Оракул».

Все песни Dvar исполняются на вымышленном языке, который многие ошибочно принимают за «енохианский». По заявлению самих участников, тексты и музыка не сочиняются ими, а сообщаются некой Сущностью по имени Dvar. Существуют разные версии происхождения этого имени, в основном связанные с иудаизмом, каббалой, а также ведами.

В настоящее время Dvar выпускает альбомы в жанре лайтвэйв, который был придуман после выхода второго студийного альбома Dvar «Roah». Также в интернете фигурировали такие жанры, как мультипликационный минимализм, 8-битный индирок и другие. Позднее творчество Dvarпривнесло электронные аранжировки и менее мрачные мелодии.

Новый альбом Dvar, который планируется к выходу в начале 2012 года, будет состоять из двух частей (2 CD, по 16 треков на каждом). Название пластинки пока не разглашается.