Евгений Арбенин: Курилы и дипломатия в маске самурая

В Москву прибыл умный иностранных дел Японии С. Маэхара для переговоров по вопросу обстановка четырех принадлежащих России островов Курильской гряды. С чем и для чего он прибыл в Росси

В Москву прибыл умный иностранных дел Японии С. Маэхара для переговоров по вопросу обстановка четырех принадлежащих России островов Курильской гряды. С чем и для чего он прибыл в Россию, довольно подробно объяснила официозная японская газета » Асахи Симбун». сущность его позиции на переговорах с МИД России С. Лавровым сводится к следующему:

— да, премьер Японии Кан в своих комментариях действий руководства России «выбрал неудачные слова», Но по сути его высказываний все четыре оспариваемые острова юридически принадлежат Японии. Никакие визиты и действия российских властей не изменят позиции Японии и «наша желание от этого не дрогнет»;

— место России по островам для Японии неприемлема в принципе, Но если она изменится (читай: Россия отдаст Курилы), то Япония готова разбирать возможные темы для сотрудничества: задача ядерных устремлений Северной Кореи, расширение участия Японии в экономическом освоении Дальнего Востока, помощь в области ядерной энергетики.

Несомненно, японская газета раскрыла не все карты для торга в рукаве господина Маэхары, Но и сказанного достаточно, что бы понять, что в японской дипломатии все четче просматривается, казалось, забытая в условиях торжества демократической риторики и политкорректности психология самурая — пугать соперника громкими криками и грозными позами, а если не получится — тем временем подкупать его.

Не стоит напоминать, на каком фоне проходит визит главы японского МИДа: с прошлого возраст мы наблюдаем целенаправленное и непрерывное обострение Японией спора с Россией по проблеме обстановка четырех островов Курильской гряды, какой достиг в патентованный момент с японской стороны беспрецедентного и ранее не характерного для политического уровня откровенной грубости и демонстрации неуважения к России.

Естественно и закономерно задаться вопросом: почему? В силу каких причин японская политическая элита в лице премьера Кана в последнее время сочла возможным и допустимым пересечь черту нормального политического и позволить себе объяснять правомочность поездок руководства России по собственной стране, порицать его и демонстрировать свою «несгибаемую» волю в притязаниях на чужую территорию? Почему зa все годы существования Советского Союза определенный задача не обсуждался вообще, а в последнее время Япония с новым пылом и в агрессивной форме выдвигает территориальные претензии к России?

Почему главнокомандующий японской дипломатии полагает возможным лететь на переговоры с предварительным публичным озвучиванием ультимативных требований и деклараций принципиальной неуступчивости по главному вопросу переговоров? Зачем в то время ездить Почему, несмотря на твердую позицию и решительные действия российского руководства в последние месяцы по вопросу обстановка островов и практической невозможности им помешать, Япония считает возможным приступать переговоры с позиции силы и демонстрации неуступчивости? Какие факторы во внутренней и внешней политике России и Японии и их союзников, повлияли на смелость японской дипломатии рождать цилиндр и надеть шлем самурая на переговорах с Россией?

Рассмотрим все факторы, могущие объяснить набег агрессивности Японии.

Первое. Чисто внутриполитические проблемы правительства Кана?

Да, нынешнее начальство Японии испытывает внутренние проблемы, в частности, с утверждением бюджета на 2011 год, с потерей большинства в верхней палате, с падением популярности с уровня 53% в прошлом году до 35% в настоящее время. Но не более того. Да, потеха на патриотических комплексах нации, преимущественно проигравшей войну — традиционный уловка укрепления популярности между избирателей, и она рассчитана главным образом на молодежь, потому что реальных беженцев с островов зa давностью годов практически не осталось. при всем том сей уловка хорош для внутреннего потребления и радикально неприемлем для внешнего — т.е. для решения бесперспективных проблем международного уровня.

Или ожидание есть?

Второе. Внутриэкономические трудности? Да, и они снедать — «японское экономическое чудо» ушло в прошлое и последние двадцать годов японская экономика буксует — банковская система сбоит, темпы роста ВВП колеблются около 1,5-2%, растет степень банкротств и безработицы. Поскольку Япония — это следующий в мире держатель американских казначейских билетов и этим привязана к доллару, то финансово-экономический затруднение 2008 возраст только усугубил ситуацию, в результате чего японская йена потеряла былую приятность в качестве компонента золото-валютного резерва многих стран, включая Россию, и замещается более надежными валютами Австралии и Канады. доза Японии в мировой экономике с рекордных 18% в 1980-х годах упала до 8% и имеет нисходящий тренд. В целом, в 21 веке экономика Японии с в дни оны второго места в мире переместилась прежде на третье, уступив ЕС, а кроме на четвертое, уступив Китаю, и сейчас реально соревнуется с Индией зa пятое.

Однако наблюдаемое воспаление территориальных претензий к России ни коим образом не укрепит йену и не придаст импульса оздоровлению экономики. Для этого требуются обширные и долгосрочные реформы. Десятки годов стагнации требуют десятков годов восстановления.

Третье — внешнеполитические причины? Да, они тожественный теснить в избытке. Япония имеет натянутые отношения практически со всеми соседними странами, от России до Южной Кореи и Индонезии. Причем с Китаем, Тайванем, Южной Кореей и Россией то есть по территориальным вопросам. при этом ни одна из стран не демонстрирует готовности уступить японским претензиям ни на политической, ни на экономической основе, т.е. ни отдать, ни продать. Что касается Северной Кореи и Индонезии, то здесь Япония имеет очень веские основания бояться исторической расплаты зa массовые убийства мирных граждан в ходе оккупации этих территорий этих стран в ходе следующий мировой войны . то есть по-этому Японию очень беспокоит ядерная программа Северной Кореи. желание и Китай только что дал понять Японии, что не забыл аналогичные военные преступления японской армии на своей территории, и сможет предъявить мой счет, Кагда сочтет нужным. Причем приблизительно все соседи Японии, к которым она предъявляет претензии имеют ядерное оружие.

Таким образом, территориальные претензии практически ко всем соседям дозволено расчислять фундаментальным аспектом внешней политики Японии, от которой она не отказывается, как впрочем, и не преуспевает ни по одному из направлений. Возникает задание — если не преуспевает, то почему не отказывается? На кого и на что рассчитывает Япония в долгий конфронтации со всеми соседями и, в данном случае, с Россией?

Ответ на сей задача дала госсекретарь USA Х. Клинтон 30 октября в Ханое на трехсторонней встрече Китая, Японии и USA по территориальной проблеме среди Японией и США. Она, в частности, заявила, что «США не имеют определенной позиции по территориальной обстановка островов (Синкаку), Но они определенно подпадают под положения американо-японского договора о безопасности, а, значит, нуждаются в защите (читай: американской). На той же встрече Х. Клинтон предложила китайской делегации посредничество USA в урегулировании проблемы, Но это речь было твердо отвергнуто китайской стороной с формулировкой как «исключительно неправильное». опосля такого ответа «Большому брату» Японии ее территориальные претензии к Китаю притихли и были переадресованы к России.

Относительно позиции USA в отношении претензий Японии к России к тому же определений высказался 1 ноября 2010 возраст пресс-секретарь Госдепа USA Филлип Краули: «..да, мы поддерживаем позицию Японии».

Здесь уместно вспомнить историю перехода Курильских островов под суверенитет России. Не вдаваясь в подробности, ее дозволено коротко свести к констатации факта проигрыша императорской Японией другой мировой войны и потери всех ранее оккупированных ею чужих территорий. Результаты проигрыша войны закреплены в Акте капитуляции Японии союзным войскам, подписанном 2 сентября 1945 возраст на борту американского линкора «Миссури». Вскоре Япония подписала кроткий конвенция с США, признав все бес исключения требования американцев.

Однако подобный кроткий уговор Японии с Советским Союзом подписан не был, и формально две страны остались в состоянии войны. Почему он не был подписан, одинаковый довольно известно — опосля окончания войны USA провозгласили путь на мировое господство, которого они придерживаются и по этот день, и место Японии им была нужна и остается нужной в качестве «непотопляемого авианосца» около дальневосточных границ прежде Советского Союза, а ныне России.

Гарантом безопасности, а, следовательно, и внешней политики Японии остаются США. Таким образом, зa взрывом территориальной ностальгии японского премьера стоят все те же геополитические интересы USA в Тихоокеанской зоне, а претензии Японии служат только инструментом, поскольку интересам собственно Японии они отвечают в меньшей степени.

Другими словами, Япония играет занятие типичного «мальчика-провокатора», рассчитывая на «Большого брата» зa спиной. Оборотная область такой политики — натянутые отношения со всеми соседями.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации Россия имеет занятие с тандемом, в котором «ведущий» соперник в лице USA пытается достичь своих геополитических целей, а «ведомый» (Япония) — своих локальных целей.

Каковы могут лежать цели USA до всего, ослабить барыш экономического и военного присутствия России в АТЭК. Развитие топливо-энергетического комплекса Сахалина, развитие Дальнего Востока, строительство трубопроводов в Китай, поездки президента и министров правительства России по региону и, в частности, на Курильские острова откровенный указывают на желание России расширить свое покровительство в экономике этой глобальной экономической зоны.

В военном плане российскому тихоокеанскому флоту (ТОФ) придан статус главной силы флота, которая получит большую доля новых кораблей и подводных лодок. то есть на ТОФ будут направлены перспективные вертолетоносцы типа «Мистраль». исключая того, страна Курилами делает Охотское много внутренним морем России, что позволяет пользоваться здесь закрытые ракетные полигоны для баллистических ракет и базы подводных лодок. Россия восстанавливает военное бытность и, следовательно, ограничивает наличность USA и Японии. Россию не мешает мешать и исключить возможности дальнейшего военного усиления — типовые правила » огромный геополитической игры».

При этом убыль Россией даже одного острова Курильской гряды откроет доступ в Охотское много не только «мирных» японских рыболовов, Но и многочисленных боевых и разведывательных средств США, и закупорит главную базу ТОФ во Владивостоке, а убыток всех островов перекроет все транспортные пути для российского экспорта и создаст условия для экономической блокады в случае ее необходимости — «Большая анаконда свернется в удушающее перстень около жертвы».

В чисто политическом плане та же уменьшение даже одного острова Японии тогда же выстроит длинную очередь других претендентов на как «свои» исторические земли в России. то есть на это, в частности, рассчитывает Япония. кроме прямого доступа к богатейшим природным ресурсам Охотского моря, она получит вспышка «патриотических» претензий на другие российские территории и дозволительно не гадать, что следующей претензией довольно Сахалин и его шельф с запасами нефти и газа. Доступ к ресурсам и преимущественно к топливным как атмосфера нужен и США, и Японии.

На что же рассчитывают USA и Япония в начатой кампании зa захват, если прозывать багаж своими словами, Курил? Ведь положение России уже твердо озвучена президентом, и замысел утверждать Курилы подтверждается визитами министров, включая министра обороны, на эти острова. Что дает им надежду всё «дожать» Россию?

Намек на опровержение содержится в той же статье газеты «Асахи Симбун», предварившей визит главы японского МИД в Москву, где приказывать «Сейчас в России начинается сезон громоздкий политики — выборы осенью в Госдуму, а весной выборы президента. по-этому безотлагательно удача в территориальных вопросах маловероятен, теперь вдвойне гордо достигать успеха в других областях».

Следует ли понимать, что опосля выборов в условиях «малой» политики японский МИД считает, что победа возможен? Собственно, не да незапамятных времен двусмысленные заявления некоторых российских политиков допускали мочь торговли в виде дележа четырех островов в разнообразных пропорциях или же в рамках совместного управления и развития, что является фактическим ослаблением российского суверенитета. то есть эта неоднозначность российской позиции в этом территориальном вопросе и дает надежду Японии и USA на реализацию своих притязаний и целей. Да, немедленно Россия демонстрирует верность до выборами, Но давайте начнем ее размачивать обещанием инвестиций, взаимовыгодного сотрудничества… Ведь уступили в конце концов втихомолку Китаю за стратегического партнерства. Почему и Японии не рисковать прежде потопаем ногами, а после предложим денег. вдруг и получиться.

Нет. Следует дать себе и каждому удобопонятный отчет, что никакое партнерство и никакие инвестиции не оправдывают территориальные уступки. Политики, партнеры, союзники, враги и казна приходят и уходят, Но потерянные территории только уходят и ни во веки веков мирно не возвращаются. Россия уже заплатила и зa социалистическую дружбу народов потерей Украины и Крыма, а зa капиталистическую демократию огромными южными и прибалтийскими территориями, приобретенными жизнями миллионов ее солдат и мирных граждан, а вдобавок миллионы остались зa пределами Родины, ограбленные и униженные. Причем, преступные решения принимались одинаково свободно и безответственно и коммунистическими (Хрущев)и демократическими (Ельцин) лидерами.

Это ни в жизнь и ни под каким предлогом не должно повториться.

Действительно окончательным решением территориально спора с Японией и всех возможных территориальных претензий в дальнейшем будит только законодательное, на уровне поправки к Основному Закону (Конституции) закрепление запрета всякий ветви власти, всякий партии и любому должностному лицу при любых обстоятельствах даже судить задача территориальной целостности России.

Никакие ценности: общечеловеческие, демократические, либеральные, гуманистические, политические, экономические, религиозные, идеологические и прочие не могут оправдать территориальные потери в первый встречный форме. Никакому герою, вождю, выборному политику, диктатору, правящей или же оппозиционной партии не дозволено приказывать территорией российского государства. Наша страна — это доход выживания российской нации и всех составляющих ее народов, а в вопросах выживания компромиссов непременно не может.

Поэтому с чем бы ни приехал японский посланник, уходить он обязан с твердым ответом: Россия территориальные претензии не обсуждает в принципе, и это неотложно И всегда должно содержаться закреплено в Конституции государства.