В Уфе Дмитрий Медведев встретился с руководителями национально-культурных объединений Башкирии

В ходе встречи обсуждались вопросы укрепления межнационального единства. глава подчеркнул, что в предотвращении национальных конфликтов большую занятие играет просветительская работа. Она должна крыться активизирована во всех регионах.

В Уфе Дмитрий Медведев встретился с руководителями национально-культурных объединений Башкирии

11 февраля 2011 года, 14:00, Уфа

11 февраля 2011 года

В музее археологии и этнографии. случай с руководителями национально-культурных объединений и учёными-этнографами.

© Фото пресс-службы Президента России

В ходе встречи обсуждались вопросы укрепления межнационального единства. глава подчеркнул, что в предотвращении национальных конфликтов большую занятие играет просветительская работа. Она должна красоваться активизирована во всех регионах.

Ранее главнокомандующий государства побывал в музее археологии и этнографии Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН.

Дмитрий Медведев и посетил древнюю Соборную храм и встретился с верховным муфтием, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

Я хотел бы всех поприветствовать. Считаю, что наша случай проходит в ужасно правильном месте — в Институте этнологических исследований. Мне кажется, это символично потому, что Башкирия — это многонациональная республика. сколь только этносов живёт здесь?

А.ЮНУСОВА: 130.

Д.МЕДВЕДЕВ: 130 этносов. около нас вместе сторона многонациональная, это понятно, Но Башкортостан — одна из наиболее многонациональных и в этом смысле наиболее показательных республик, где живут на протяжении столетий разные народы — и живут в мире, гармонично дополняя доброжелатель друга, сохраняя свою собственную культуру и в то же время создавая тот сплав, что принято звать российской культурой. Это, наверное, самое главное.

Я безотлагательно гулял по музею. Конечно, вконец интересные экспонаты. Они показывают, как в ход веков различные народы, различные этносы жили и помогали доброжелатель другу даже с точки зрения отдельных элементов своего развития, традиций, потому что, скажем, в костюмах, которые я только что видел, неважно, чьи это костюмы: башкир, татар, русских, чувашей, мордвы, марийцев, присутствуют близкие элементы. Это показывает, что культуры разнообразных народов влияли одна на другую.

В общем, это то наследие, которое мы обязаны сохранять. Обязаны сохранять, несмотря на то, что житье изменилась, покой изменился, мы сами меняемся. Но тем не менее проблемы остаются. Даже события конца прошлого возраст показали, что в нашей стране запрещать запамятовать о необходимости трудиться в вопросе межнационального единства, укрепляя все же то, что мы какое-то время назад, может быть, стали впитать как само собой разумеющееся. то есть по-этому я в конце возраст проводил заседание Государственного совета. Рустэм Закиевич [Хамитов] предложил идею приехать в гости и поговорить о межэтнических, межнациональных, межконфессиональных проблемах на примере Башкирии, где вкушать и громадный испытание совместного проживания разнообразных народов, и в то же время, как и в какой угодно республике, теснить свои проблемы, которые мы обязаны решать, а не крыть на них глаза.

Здесь, зa столом, я да понимаю, присутствуют представители всех больших этносов, которые живут на территории Башкортостана. Самых крупных, потому что всех было бы трудно уместить, чересчур большущий питание потребовался бы. Но мне бы сильно хотелось, что бы вы сами высказались безотлагательно на тему того, что нуждаться исполнять для укрепления межнационального мира и согласия. Не только в Башкортостане — вместе в масштабах страны, потому что проблемы потреблять везде: употреблять здесь, потреблять в Москве, потреблять на Кавказе, вкушать в самых удалённых точках нашего государства. Их не нуждаться драматизировать, Но их мочь недооценивать.

Пожалуйста, я не знаю, который пьяный начать. Прошу Вас. Пожалуйста.

И.СУЛТАНМУРАТОВ: Я представляю башкирский племя — туземец нация Республики Башкортостан. И позвольте от имени только народа Вас встречать на гостеприимной земле Башкортостана.

Хотел бы отметить, что, действительно, проведение форума, посвящённого вопросу, где около нас употреблять известный накопленный опыт, для нас знаковое событие. Мы его хотим распространить на всю Россию. И мы думали, с некоторый инициативой подойти со стороны общественности к этому событию. Мы подготовили такой документ, как Уфимский предложение о межнациональном согласии и дружбе народов России. Уже около 50 национально-культурных объединений Башкортостана его подписало. Мы хотим, что бы сей предложение был подписан не только объединениями Башкортостана, Но и вышел на российский уровень. Здесь питаться болтовня о дружбе, взаимной ответственности, необходимости диалога, болтовня нашего поэта Мустая Карима о необходимости общероссийской идентичности: «Не русский я, Но россиянин». питаться такое стихотворение. И в самом деле (я выражу своё отзыв о необходимости стимулирования формирования российской идентичности) мы считаем, что российская идентичность должна формироваться — если брать примеры других стран — по образу британской идентичности, где они все британцы, Но в то же время там поглощать шотландцы, ирландцы, валлийцы, или же как в Испании, например. дозволено пользоваться вид большущий реки в качестве символа нашей «российскости», в которую втекают ручейки, она питается этими национальными ручейками.

Д.МЕДВЕДЕВ: Образное сравнение, точное.

И.СУЛТАНМУРАТОВ: С иной стороны — вкушать мнение построить «водопровод» от реки и от водопровода брать воду, а не от своего родника, да же удобнее. Мы говорим: нет, как раз этими родниками питается река. И, к сожалению, если мы все не будем заглядеться и присматривать зa своими родниками, найдутся люди, которые захотят влить в них яд. сей изображение как раз подходит к нашей российской действительности.

С новый стороны, нас волнуют, естественно, узловые проблемы современной России. обязательно нужно в дальнейшем воспитывать национальное образование, просвещение на родных языках в Российской Федерации.

Также мы, башкиры, исторически сложились в первую очередь как властный народ, государственно-ориентированный, и, с иной стороны, мы — народ, выросший на земле, и наше национальное самосознание тесно связано с землёй. Хочется верить, что земельная улучшение даст мочь людям работать, извлекать свою землю на тем более Родины.

Д.МЕДВЕДЕВ: И на своё тем более тоже.

Спасибо, Ильгиз Замфирович. Я, во-первых, согласен с теми сравнениями, которые Вы приводили. Они на самом деле довольно точные. Вы сказали о том, что нам неплохо посмотреть на эксперимент других стран. Я считаю, посмотреть В любое время полезно. при этом его не надлежит идеализировать, в том числе попытка британцев, эксперимент испанцев. около них одинаковый снедать свои проблемы. В Испании, вы знаете какие. В Британии их, наверное, существенно меньше, Но учитывать то, что было сделано, далеко важно.

Вы знаете, я как раз летел в самолёте, посмотрел некоторые сюжеты, некоторые аналитические статьи. теперь безгранично очень рассуждают по поводу да называемого краха мультикультурализма. Может быть, читали. Это в Европе безотлагательно достаточно активно обсуждаемая тема. Мне кажется, что нам на такого рода рассуждения мочь вестись, нельзя, что называется, дать себя спровоцировать, потому что, конечно, кушать проблемы при любом способе сосуществования различных народов, этносов, и их нуждаться учитывать. Все должны внутри одной страны как минимум точно знать правительственный язык. Это нормально, потому что это наречие межнационального общения. Должна красоваться некая общая история, общие традиции. Но в то же время отступаться от своих корней для этого необязательно, и утверждать о том, что если ты не встроился в мейнстрим, то эти традиции должны являться уничтожены, — это чрезвычайно опасная вещь. Я думаю, что европейцы должны это понимать, а мы тем более, потому что сумма народов около нас существенно больше, чем в большинстве государств Европы. да что надлежит будит над этим работать. Но я вам хочу сказать, что вы занимаетесь хорошим, благородным делом.

И о земли. необыкновенно важно, что бы наши человеки в целом, всякий народ, любая национальность, живущая в нашей стране, понимали свои корни и сдоба к тому уголку земли, где они растут, где они выросли, где живут их предки, родственники. по-этому я считаю, что задание руководителей регионов по большому счёту заключается и в том, что бы по максимуму помогать закреплению людей на земле, закреплению в том числе в правовом смысле этого слова, что бы люди, которые живут на нашей земле, имели все юридические основания для её использования. около нас ведь место огромная. круг раз, проезжая по нашей бескрайней стране, я, глядя из самолёта, автомобиля или же окон поезда, ловлю себя на мысли: посмотрите, около каждого города (я уверен, что и около Уфы питаться такие) разбросаны поселения, где земли по шесть, по три сотки и малюсенькие дома. да было в советский промежуток придумано. Это выглядит вконец грустно, потому что людей насильственно, по сути, заталкивали в «резервации», если ты хотел упражняться землёй, хотел вещь обрабатывать на земле. Это не значит, конечно, что нам надо наши садоводческие товарищества уничтожать. Нет, конечно. Но в будущем необходимо, что бы однако все решения, касающиеся предоставления земли, были не только обоснованы, Но и ориентированы на желание людей вкладывать силы и казна в свою землю. И по-этому земли нуждаться предлагать больше. Я недаром на нашей встрече, Кагда я письмо зачитывал, обращаясь к Федеральному Собранию, говорил о необходимости стимулировать рождаемость, в том числе предоставлением земельных участков. Это, мне кажется, разительно важно.

Пожалуйста, который хотел бы продолжить?

А.ЮНУСОВА: Дмитрий Анатольевич, известно, что родник многих зол — это невежество. Наверное, и возникшие проблемы в сфере межэтнических взаимоотношений тожественный уходят корнями в незнание культуры товарищ друга. Основные посетители нашего музея — это, конечно, учащиеся, и мы здесь стараемся познакомить их с культурой, с красотой всех народов. по-этому исследования в области межэтнических отношений, этнографии, истории культуры различных народов слишком важны. Я хотела прежде поблагодарить Вас, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич, зa то, что Вы выполнили своё зарок и молодым учёным Российской академии наук выделили ставки. Одна из них досталась и нашему небольшому институту, что слишком гордо для нас. В этом плане, конечно, следует смекать и предвкушать на то, что подобные исследования будут и дальше развертываться и длиться при поддержке государства, это слишком важно. учение и образование, образование молодого человека, способного адекватно чувствовать на инокультурное окружение, а оно становится всё более и более мозаичным, — это, конечно, больно и адски важно.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я шиш не могу добавить к тому, что Вы сказали. Невежество — это основа приблизительно всех конфликтов, а если выражать о межнациональных конфликтах, то 100 процентов конфликтов, как правило, покоятся на невежестве, на передёргивании этнокультурных традиций, урывками конфессиональных традиций и на желании достичь каких-то узкокорыстных целей. по-этому чем активнее будит просвещение, которым и вы занимаетесь, тем лучше будит общенациональный дух.

Вы знаете, в советский промежуток облако было разного, было тьма и, наверное, не дюже хорошего. Но что дозволительно будто отнести к заслугам советского времени, да это то, что такая активная пропаганда общих ценностей, развитие музейного дела, исторических исследований, конечно тех же самых раскопок (ведь то, что мы здесь видим, начиналось тут-то — необыкновенно многое было сделано) — это, конечно, было дюже полезно. Нам нуждаться оттуда брать из тово времени эти подходы.

В.САМОРОДОВ: Сердечно приветствую Вас, Дмитрий Анатольевич от русских Башкортостана. Более четырёх веков обратно сюда стали заезжать наши предки, и они чувствуют себя на этой земле комфортно, чувствуют себя коренным народом, потому что и забота башкирского коренного народа и других народов, которые заехали сюда, В любое время было доброжелательно. И мы есть это по собственной воле подписали сей честный, правильный, изящный предложение и хотели обратиться к другим народом России, что бы его поддержали.

Есть определённые проблемы, Но в то же время мы видим, что около нас снедать в Республике Башкортостан образовательное пространство, воспитание осуществляется на русском языке. Мы видим, что питаться и историко-культурные центры, их даже больше, чем башкирских, мы видим, что употреблять государственная программа и правовая база, и она реализуется. Думаю, что сей эксперимент может водиться востребован и на федеральном уровне.

Есть проблемы, о которых Вы сказали. надо внимательно обращаться к русской классической культуре, которая является симбиозом, по сути дела, всех культур народов России, которые проживают здесь. И это привлекательные культуры.

При этом мы смотрим телевидение, знаем, что там засилье шоу-бизнеса, поп-культуры, всевозможных весёлых передач. Но, я думаю, это однако известный перебор. И что касается русской культуры, фестивалей, праздников — выключая передачи «Играй, гармонь» приблизительно нисколько не бывает. В последнее время стали представлять в Марий-Эл, например, передачи об истории этого народа. А ведь теперь о культуре народов, например, Северного Кавказа вконец маловато известно или же о том, какие народы живут на Урале, а здесь около нас живут и чеченцы, и представители Средней Азии, мы живём в дружбе. если возникает вопрос, мы В любое время собираемся зa круглым столом и обговариваем сей вопрос. по-этому если бы появился федеральный канал, где представляли бы культуры народов России, это было бы в высшей степени хорошим шагом.

Д.МЕДВЕДЕВ: Канал «Культура» чем не устраивает? Он около нас федеральный, достаточно колоссальный и, кстати, неплохой. Это признают все. Другое дело, что многим хочется разглядывать развлекательные передачи. Но я любой раз, Кагда его включаю, это В любое время очень серьёзные программы, передачи и из области литературы, музыки, других видов творчества. Мне кажется, это прекрасный канал.

В.САМОРОДОВ: Я думаю, если казаться будит регион России, субъекты России со своим менталитетом, со своей красивостью (у русских Башкортостана одинаковый лакомиться мой менталитет), лишним это сроду не будет.

Мы ведь упустили в переходное время воспитательный процесс, преимущественно молодёжи. Это и создаёт некоторое старание в обществе, которое около нас возникает.

Д.МЕДВЕДЕВ: Владимир Николаевич, я одну безделушка скажу, касающуюся русской культуры. Я давеча выступал на эту тему. Носителями русской культуры в нашей стране являются все да или же иначе, только для кого-то это доля общей культуры, а для кого-то это единственная образование — скажем, для представителей русского этноса. Это на самом деле то, что нас в каком-то смысле уникальным образом в известный промежуток сплотило и создало основы для зарождения единой нации. Это тонкая тема, о ней беседовать дозволено протяжно — и в то же время судить надо аккуратно.

В советский промежуток несказанно медленно развивалась идея, помните, национальной общности советского народа. адски многое тем временем делалось формально и нечестно. Но в то же время сама по себе мысль не является плохой, потому что при наличии всех различий, которые должны оставаться (это то, что делает нас индивидуальными людьми, делает нас личностями, относит нас к своему народу), в то же время должны обретаться некие объединяющие вещи. И то, что на такой путь, например, встали во многих государствах, мне кажется, способствовало их укреплению в конечном счёте. Вы вспоминали Британию, Но я могу и Соединённые Штаты Америки привести в качестве примера. Потому что все же разряд толерантности, уважения к представителям разнообразных наций, народностей внутри тех же самых американских Соединённых Штатов очень высокая. И оскорбить кого-то по национальному признаку практически невозможно. А если это неизвестный делает, зa это следует больно жёсткое наказание. Вы знаете, они спорадически даже (мы иной раз смеёмся над этим) перегибают в этой толерантности, около нас анекдоты на эту тему появляются. Но на самом деле это лучше, чем не уделять этому никакого внимания, потому что толерантности не бывает очень — её бывает только мало, и в этом случае и возникают основные проблемы.

Поэтому около русской культуры особая миссия, и, конечно, она должна осознаваться всеми, который проживает в нашей стране. Потому что это то, что делает нас гражданами единой страны.